• Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Запись в Академию Принцесс и Супергероев в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее

Психологическая готовность к школе. Что это?

Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом проходит отбор детей в специальные школы и что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги. Приходится слышать жалобы на то, что ребенка по какой-то непонятной причине не взяли  в школу или гимназию, хотя он достаточно хорошо умеет и читать, и считать. Чтобы у вас не возникало подобных недоразумений, давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе?

Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.  Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят, неужели не достаточно просто уметь читать или знать цифры, что это еще за «внутренняя позиция школьника», о которой говорят психологи. Давайте попробуем, прежде всего, разобраться, что же это за составляющие психологической  готовности к школе, а тогда уже вам самим станет ясно, насколько ваш ребенок готов к школьному обучению, и на что стоит обратить внимание, ведь впереди еще пол года. А если вы еще не собираетесь в школу в этом году, вам стонет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка.

Начнем по порядку.

 

Хочет ли ребенок в школу?

 

Это наличие у детей желания учиться, или мотивационная готовность. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети ходят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако, это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание  УЧИТЬСЯ существенно отличаются дуг от друга.

Ребенок может ходить в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту самую гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к  школе он получит новый ранец, пенал, и другие подарки. Однако, это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем место дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым  отношением к ребенку, а ранца или учебника – обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками.

Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а так же закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семьи). Пусть он еще не осознает, что для того, чтобы приготовить урок  ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это  стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», о которой мы с вами говорим  и которая является основой готовности к школе.

 

Нужно ли уметь читать?

 

А теперь давайте разберемся, что же такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее  - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке детей  и ваших разочарований при отборе в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления. Дает возможность ребенку читать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

 

Умеет ли ребенок слушать?

 

А теперь давайте поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок  мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

 

Слышит ли рука глаз?

 

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих  физической готовности ребенка к школе, однако для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими,  должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.

Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.

 

Я специально подробно остановилась на каждой составляющей готовности к школе, так как по многолетним наблюдениям знаю, что, к сожалению, именно на это многие родители мало обращают внимания, считая не очень важным. Но теперь, когда вы, как я надеюсь, поняли необходимость этого, я думаю, вы постараетесь обратить серьезное внимание на формирование у вашего ребенка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]