• Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Запись в Академию Принцесс и Супергероев в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее

Ребенок и компьютер. Взгляд психолога.

    

Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, т.е. умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной бытовой и производственной деятельности. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь независимо от того, хотим мы этого или нет. – На мой взгляд, просто глупо пытаться отменить целый мир, который уже существует. Поэтому нужно принять его как данность, научиться жить рядом с ним и смириться с тем, что наши дети открывают его для себя.

     Нельзя считать для ребенка естественным отдаленный, прошлый опыт и стиль жизни: ведь каждый — дитя именно своей эпохи. Естественно, что для ребенка игра в кругу сверстников интереснее, чем учеба, но несомненно, что детский ум восприимчив ко всему новому, интересному, а компьютер не менее интересен, чем новая игрушка или книжка с картинками. Он интересен своей новизной, необъятностью, тем, что привлекает не только его, но и взрослых. Компьютер идет к ребенку из мира взрослых. Ребенок чувствует «уважение» взрослых к этому предмету, похожему на телевизор, но с экраном, изображение на котором не дано в готовом виде, а создано взрослым на глазах у ребенка и даже с ребенком. Компьютер — это взрослая вещь. «Взрослый» персональный компьютер привлекает ребенка так же, как настоящий автомобиль или живая лошадь. Он жаждет ими обладать, управлять, действовать с ними. Д.С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку, гонит автомобиль по коридору квартиры или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером его мечта об овладении им легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам.

 


Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Раннее общение с компьютером имеет много положительных сторон, оно открывает ребенку мир огромных возможностей. Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание ребенка, развивают ассоциативное мышление. Умело подобранные задания, учитывающие возможности детей, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества, вырабатывают

положительные эмоции от чувства достигнутого успеха.


 

Компьютер, не говоря уже о содержании компьютерных программ, игровых или обучающих, сразу же ставит дошкольника в совершенно новую психологическую позицию: нужно сначала решить, на какую клавишу нажать, чтобы получилось то, что ты хочешь видеть на экране. За компьютером ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего передвинуть или примерить. Экран не подвластен прямому вмешательству его рук. Предметно-техническое устройство компьютера заставляет ребенка «думать» о способе своего действия, который впервые вычленяется из потока его деятельности и становится объектом выбора, принятия решения и лишь потом осуществляется: ребенок нажимает на нужные клавиши, подает импульс «мышке».

 

Объективно это означает начало овладения теоретическим мышлением: осознание (рефлексия) способа действия — его несомненный признак и основа. Ребенок начинает думать прежде, чем делать.

 

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

 

Следует заметить, что достижения детей не остаются не замеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в овладении компьютерным миром. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, полученные на экране компьютера, играют в традиционные сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Меняются отношения между детьми и родителями, поскольку ребенок может показать сам маме и папе, как играть с компьютером, он играет роль «взрослого» и получает от этого огромное удовольствие.

 

В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в детском саду в нашей стране (1986) связан с д/с № 37 г . Шяуляя (Литва). Немного раньше в 131-й школе г. Новосибирска компьютер применялся в подготовительных классах с целью обучения математике, грамоте, формирования элементов компьютерной грамотности.

 

В обоих случаях педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

 

Для чего современному ребенку нужен компьютерный мир? Зачем ребенка сажать за компьютер? Почему его так трудно оторвать от компьютера? Частично мы ответили на эти вопросы, характеризуя компьютероуправляемые игрушки и особенности их применения в дошкольном возрасте. Ясно, что ребенка привлекает их новизна и беспредельность игровых возможностей. Однако возникает необходимость выделить цели и задачи использования компьютера как такового в работе с детьми.

 


Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребенка-это прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

Продолжительность работы на компьютере.

 

• Дошкольники, 1 класс - 10 мин. (лучшее время для игр с компьютером - утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Оптимальные дни недели - вторник, среда, четверг)

 

• 2 – 5 кл. – до 15 мин.

 

• 6 – 7 кл. – до 20 мин.

 

• 8 - 9 кл. – 25 мин.

 

• 10 – 11 л. – 30 мин. 

 

Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если выполняются гигиенические и эргономические требования, а также используется методика, учитывающая психические и психофизиологические особенности обучаемых данного периода [1]. Исследования физиологов, гигиенистов и врачей (Е. Глушкова, Л. Леонова, 3. Сазанюк, М. Степанова) показали, что оптимальная для детей 5 - 6 лет длительность игры за компьютером составляет по 10 минут не более двух раз в неделю. Лучшее время для игр с компьютером — утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Оптимальные дни недели для занятий за компьютером — вторник, среда, четверг, в остальные дни утомляемость детей выше.

 

Признаки утомляемости.

 

• Склонение головы на бок.

 

• Задирание ног с упором в край стола.

 

• Частые отвлечения, разговоры.

 

• Переключение внимания на другие предметы.

 

Следует помнить, что чрезмерное увлечение и не соблюдение компьютерной этики, влечет за собой негатив-ное воздействие на психофизическое развитие ребенка.

 

- Некоторые « продвинутые» родители начинают знакомить ребенка с компьютером чуть ли не с пеленок. Конечно, это рано. В магазинах сегодня можно встретить программы для годовалых малышей. Расчет производителей ясен: они метят на тщеславных родителей, которые верят, что их чадо – истинный гений, кто панически боится, как бы ребенок не отстал в развитии от сверстников. Если ребенок примет компьютер в качестве заменителя материального мира, то ничего хорошего из этого не выйдет. Для маленького человека на втором году жизни приоритетной является игровая деятельность, именно в ней он совершенствует двигательные навыки и навыки общения с предме- тами. То, насколько хорошо развиты моторика и психоэмоциональная сфера малыша, определяет последствии его интеллектуальные способности. Поэтому не рекомендуется перескакивать этот этап.

 

Существует категория родителей, главной целью которых является заполнить свободное время ребенка, чтобы он не докучал и не слонялся по улицам. Живое общение с родными и близкими людь- ми не заменит ни одна машина и на вопросы почему, что и как , мамино слово для малыша-истина в последней инстанции . Общение ребенка с компьютером должно быть строго дозированным, его ни в коем случае нельзя оставлять наедине с машиной.

 

- Противники компьютера убеждены: раннее знакомство с компьютером мешает детям полюбить чтение. Если вы сами любите книгу и читаете интересные истории своим детям, то маловероятно, что ваш ребенок предпочтет доброй сказке перед сном виртуального героя.

 

Так как компьютеры используются детьми еще и для игр, то неизбежно встает вопрос: какие игры развивают, какие вредят, становясь непреодолимой преградой между ребенком и настоящим жи- вым миром? Прежде всего, при выборе жанра игры надо учитывать темперамент и склонности ребен- ка. Присмотритесь к нему, как на него действует игра? Если растет возбужденность, если становится нетерпелив в общении это может быть последствием его увлечений. В этом случае объясните ребен- ку, в чем суть проблемы и подберите игру, в которой надо думать, а не действовать.

 

Симптомы зависимости.

 

- Без игры уже становится и скучно, и грустно. Невозможность сократить время за компьютером.

 

- Сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором, ограничение во сне.

 

- Потеря ощущения времени.

 

- Игнорирование учебных и семейных обязанностей, общественной жизни или состояния своего здоровья.

 

- Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания за компьютером.

 

- Более частая коммуникация с людьми on – line , чем при личной встречи.

 

- Отрицание наличия зависимости.

 

Если в течение достаточного долгого времени (несколько недель) у подростка обнаруживаются не менее четырех симптомов одновременно – есть повод задуматься над его состоянием.

 

Всем взрослым, чьи дети пока еще не вступили в сложный подростковый возраст, хочется посоветовать: не дожидайтесь того дня, когда вам придется за уши оттягивать ребенка от вредных компьютерных «стрелялок». Начните прививать ему компьютерную культуру уже сейчас, когда он маленький и ваше слово для него очень значимо. 

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]