• Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Запись в Академию Принцесс и Супергероев в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее

На рубеже веков: новые или не совсем новые проблемы?


Совсем недавно началось новое столетие. Нам кажется, что мы живем в особенное время, когда обостряются все противоречия, когда одно поколение отличается от другого настолько, что кажется, - встретились две инопланетные цивилизации… Возможно ли поверить, что так было всегда? А проблемы, которые мы пытаемся разрешить сегодня, с таким же рвением (и таким же сомнительным успехом?) решали наши пра-пра-прадеды. К делу воспитания, кстати, это имеет самое непосредственное отношение. Что, например, волновало общество в конце 19 века? Известный журнал “Семья и школа", оказывается, выходил уже тогда. Поинтересуемся, какие статьи печатались в нем сто лет назад.

Благоговение перед детьми
Мы сейчас очень озабочены поведением детей, их непокорностью, нежеланием признавать авторитеты. Какой строгий отец не обвинял добродушную мать в том, что несносное поведение их малыша - это прямое следствие ее мягкотелости и вседозволенности, к которой привык ребенок? В прошлом веке эту проблему относили к одной из наиболее распространенных “язв воспитания":“Это благоговение перед детьми. Попробуйте сделать выговор юноше, который в детстве не видел иного обращения, кроме благоговения перед ним, и вы увидите, как он изумится. Вред был бы еще не так велик, если б благоговели перед такими поступками ребенка, которые хотя и не похвальны, но и не могут считаться вредными. Но не всегда так случается. Когда маленький сорванец как сумасшедший мечется по комнате, буянит и бранится, - что говорит на это папаша? “Так, так", одобряет он и думает: “Ты мужчина, ты будешь прямым человеком: ты не любишь таить злобу в своей душе!” - Как бы ни нравились отцу сила и живость его сына, он никогда не должен поощрять подобных проявлений; в противном случае не будет ничего удивительного, если впоследствии при малейшей безделице ребенок будет отмахиваться руками и ногами и ни за что не согласится уступить воспитателям.Но я не хотел сказать, что нежность не должна существовать; я советую только при проявлениях ее быть умереннее и осторожнее, не развивать тщеславия". 

Ранее развитие
Сколько копий сломано по поводу раннего развития! Нам кажется, что эта проблема не такая уж давняя - ну, японец Масару Ибука тридцать лет назад провозгласил: “После трех уже поздно!", ну, известная многим российская семья Никитиных в корне изменила существующие представления о темпах и возможностях интеллектуального и физического развития детей… Однако среди “язв воспитания” в 19 веке мы находим и эту:“К язвам воспитания следует отнести также преждевременное обучение. Хотя многие родители и стараются приводить уважительные основания раннего обучения детей, нельзя не заметить, что обыкновенно здесь играет значительную роль их собственное тщеславие. Есть родители, которые с нетерпением ждут тех дней, когда на их ребенка будут смотреть как на маленького гения. Едва исполнится их малютке лет пять, как они спешат засадить его за азбуку, и считают себя счастливыми, если в скором времени дитя сумеет прочитать порядочное количество слов. Такого рода ученье редко имеет серьезный характер. Таким образом, в ребенке мало-помалу слагается известная склонность: он привыкает легко относиться к занятиям, что крайне вредит ему". 

Преждевременные удовольствия
В каком возрасте вы впервые выпили на Новый год шампанского? Классе в девятом-десятом? Когда мы сейчас видим пятиклашек, которые, не особо таясь, покуривают на школьном дворе, то с грустью думаем: как быстро все меняется. И представляем, как ужаснулись бы, увидев ту же картину, наши мамы. А вот поди ж ты, мамы ужасались уже в прошлом веке:“Еще одна язва воспитания - преждевременность удовольствий. Вообще мы не отдаем предпочтение старому времени перед новым, но в одном обстоятельстве перевес должен быть признан на стороне старого времени, а именно: в прежние времена возрасты разграничивались строже и правильнее: ребенок был в полном смысле ребенком, во всем своем существе, в играх и удовольствиях. Теперь же не редкость встретить десяти- или двенадцатилетнего мальчика, курящего папиросу или даже сигару…” 

Перегрузки
А вот довольно страшная статья, приводить которую как пример очень не хотелось, если бы не проблема перегрузок, которая так остро стоит сейчас перед нашими школьниками.“В Казани застрелился 16-летний юноша Платон Деметр. На столе лежала записка: “Я не успел все выучить из древних языков…Конечно, я мог еще готовиться и держать экзамен в августе, но уж больно стыдно было бы посмотреть на кого-нибудь, не выдержав экзамен…Должны Вакуленке за 17 уроков. Не говорите ему, что я застрелился; скажите, что хоть захворал очень, что ли. Простите за хлопоты, которые вам причинил…”При громадных уроках, которые задаются в наших классических школах, и при болезненно развившемся школьном самолюбии, бедняжка постоянно, с утра до ночи, корпел над книгой. Встанет, бывало, часов в 5 утра и зубрит Кюнера или греческие вокабулы. Мальчик сделался не по летам серьезным и задумчивым; окружающие жалели бедного, изредка роптали кое на кого, но думали, что стерпит, потому что терпят же другие как-нибудь".Сейчас кажется, что перегрузки - веяние именно нашего стремительного времени. Действительно, школьных предметов становится все больше, число ежедневных уроков доходит уже до 8-9, объем домашних заданий таков, что если ребенок честно будет пытаться их выполнить, то погулять или почитать книжку ему будет просто некогда. Конечно, нам очень хочется, чтобы наши дети были лучше, умнее, образованнее нас. Но вот печальная статистика: в начальной школе сейчас учится всего 12% здоровых детей, в средней - 8%, а в старшей - только 5%! Не стоит забывать, что зачастую систематическое обучение малышей начинается очень рано, лет в 5, во всевозможных прогимназях, на подготовительных классах, курсах и т.д. Не пора ли бережнее относиться к детям, щадить их, как-то разгружать? Ведь информационный поток бесконечен, а вот пределы детских возможностей ограничены.Жаль, что сто лет ничему нас не научили… 

Непоследовательность
В чем сила хороших воспитателей? Они умеют общаться с детьми так, чтобы все их “педагогические приемчики” были настолько же незаметны, насколько и действенны. Дети легко принимают “правила игры", но только если взрослые искренни и последовательны.“А вот язва, которая поражает даже лучшие из наших воспитательных систем. Мы говорим о непоследовательности. Если ребенку сегодня приказывают одно, завтра что-нибудь совсем другое, один день требуют, чтобы он прямо держался, на другой день позволяют сидеть, сгорбившись, то шутят над его неучтивостью, то порицают ее и т.п. Из этого ребенка не может образоваться человек с твердым характером. Всегда он будет склоняться в ту сторону, куда подует ветер. Он не может быть человеком самостоятельным: это раб всех людей".


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]