• Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Запись в Академию Принцесс и Супергероев в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее
  • Идет набор на все программы нового учебного года в нашем офисе (ДК г.Артема, офис 30)! Информация по телефону: 3-14-00

    Подробнее

Как помочь отличнику?


Успешному ученику труднее всего даются отношения со сверстниками. И без поддержки педагога здесь не обойтись.
Мы привыкли обращать особое внимание на учеников, которые учатся с трудом: им нужно дать знания, нужно срочно что-то предпринять. Но тем, кому учебные предметы даются легко, и в жизни, и в школе бывает не менее трудно. От того, замечали ли их проблемы учителя, смогли ли помочь с ними справиться, у этих ребят зависит не только аттестат, но порой и будущее…

   Отличники бывают разные. Но проблемы у них, к сожалению, общие.

   Условно их можно разделить на две группы: «вынужденные отличники» и «естественные отличники». В первую группу войдут ребята, которые получают пятерки из-за того, что очень много занимаются дома – обычно под натиском родителей. Их заставляют делать уроки, наказывают за каждую четверку. Второй группе, напротив, учеба дается легко: они сами с удовольствием занимаются и в школе, и дома…

    И те и другие в результате отдаляются от своих сверстников. Первых не пускают гулять, вторые не идут сами. Они не играют в игры, в которые играют их одноклассники, не ходят на дискотеки, не хулиганят (в привычном для детей смысле слова). Их называют ботаниками (мол, они ничего вокруг себя не видят, кроме пестиков-тычинок)  – сначала в шутку, потом с раздражением. А раздражение приходит от непонимания сверстников: самых неинтересных для них людей постоянно нахваливают взрослые, откуда такая несправедливость?

   Редкие исключения, когда сильные в учебе ребята не прекращают общаться со сверстниками, принимают участие и в школьных мероприятиях, и в детских шалостях, не обращая внимания на неизбежно сопутствующие этому плохие отметки, лишь подтверждают правило: у отличников велика вероятность стать отвергнутыми среди сверстников.


   Хорошая память: добро или зло?

 

   Понятно, что вынужденные отличники, которые получают свои пятерки из-за сильного давления взрослых, на самом деле отличаются от одноклассников только своими семьями. Их родители, как правило, деспотичны, и именно с ними должны работать учителя в первую очередь, если хотят изменить социальный статус ребят в детском коллективе. Удастся объяснить родителям, что для ребенка важны не только отметки, но и уважение окружающих (а значит, ему нужны какие-то увлечения помимо уроков), – проблема может быть довольно скоро разрешена.

   А вот у ребят, которые легко и с удовольствием учатся, проблемы со сверстниками часто появляются из-за некорректного отношения к ним педагогов. Дело в том, что именно учителя с начальной школы восхищаются их памятью, ставят в пример другим ученикам. Однако у людей, способных запоминать всю приходящую извне информацию, с трудом развиваются другие необходимые для жизни качества.

   Сегодня их называют «ключевыми компетенциями», среди которых один из разработчиков «Стандартов образования нового поколения», академик Андрей Хуторской, выделяет следующие:

1) когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества  – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; способность прогнозировать; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) оргдеятельностные (методологические) качества – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, интернет) и др.;

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

   Нетрудно заметить, что все эти качества в школе не нужны детям, способным запоминать учебные тексты. Отвечая на поставленные учителем вопросы, они легко обходятся без умения чувствовать окружающий мир (потому что могут рассказать о чувствах тех, кто написал тексты). Им не нужно творчески мыслить, так как хорошая память позволяет воспроизводить результаты чужого творчества. Для получения хороших отметок у них нет необходимости во взаимодействии с другими людьми  – эти ребята могут сами прочитать любой текст и ответить на любой вопрос учителя.

   Многие отличники сами пытаются изменить ситуацию, начиная по-детски протестовать: спорить с учителями, не отвечать на их вопросы, нарочито вступать в конфликты со сверстниками. Но педагоги и родители воспринимают это не как крик о помощи, а как хулиганство и всеми силами пытаются возвратить ребят в «правильное» русло. Ведь так удобно для взрослых: учителю нравится, когда в классе есть всезнающий и послушный отличник; родители уверены, что отличный аттестат станет залогом будущей карьеры их ребенка. О том, чего при этом он лишается, взрослые предпочитают не думать.


Как помочь отличнику?

 

Прежде всего учитель должен понять, какие компетенции слабее всего развиты у ребенка, и только после этого продумать свой способ работы с ним. Лучше всего предварительно обсудить это с самим учеником в конфиденциальной беседе, тогда педагог и ребенок станут союзниками в этой сложной работе. Развитие креативности, коммуникативных и мировоззренческих навыков не должно оцениваться по пятибалльной системе – будет правильнее продолжать выставлять отметки этому ученику по тем же правилам, что и его одноклассникам.

Этих ребят нужно научить не только (и не столько!) помогать другим (объяснять одноклассникам изучаемый материал), но и принимать от других помощь. Например, можно дать задание, которое должно быть выполнено в группах: найти ответ на вопрос, оформить газету, сделать презентацию в юмористической форме. Ученик-отличник может с легкостью сформулировать ответ, но сделать все остальное ему трудно. Он поможет своим одноклассникам в одном, они помогут ему в другом, результатом будет не только газета и презентация, но и новый взгляд ребят друг на друга.

Идеи для...

 

Строим дом

 

   Проблема двоечников и отличников исчезает, если педагог перестает ставить двойки и пятерки. Конечно, необходимо как-то фиксировать успехи детей, их продвижение в учебном материале. Учительница начальных классов Преображенской школы из Кемеровской области Ирина Петрова сначала выделяет в каждой теме определенные разделы, которые предстоит освоить школьникам, виды работ, с которыми им предстоит справиться. Потом за каждую выполненную задачу ребенок получает цветную детальку с подписью – за что она дана. Это может быть яблочко, кирпичик, цветок. Их дети приклеивают на заранее подготовленные картинки – получается своеобразный дневник успеваемости: цветущие поляны, плодоносящие деревья, красивые дома. Цвет детальки не имеет никакого значения. Главное, что отмечаются только успехи и достижения, сразу видно, кто в чем силен. И не очень страшно, если у одного яблок на дереве чуть больше, чем у другого. Лишь бы каждый день на поляне появлялся хоть один новый цветок, у домика – хоть один новый кирпичик. Приняться за работу малыша вынуждает не страх, а желание сделать свою картину красивее, ярче.



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]