Предлагаем вашему вниманию различные артикуляционные гимнастики в виде сказок, рассказов, стихов, которые будет увлекательно делать вместе с ребёнком. |
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс
- 3-5 раз в день по 5-6 минут.
1. Улыбка.. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону - губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
3. Улыбка, хоботок. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется
ритмично, под счёт.
5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1)
кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается
только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
6. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно
касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под
счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный
язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не
хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий,
напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
9. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык – иголочкой потом и потянем остриём.
10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в
нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние
передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
11. Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка
упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие
движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
12.«Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу.
Скок, лошадка! Скок, скок, скок!
Цок, копытце! Цок, цок, цок!
13. «Маляр». Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов.
Пригласили маляра, потолок белить пора.
14. «Дятел». Постучать кончиком языка в нёбо.
Я на дереве сижу, червячка добыть хочу: д-д-д!
15. «Грибок». Пощёлкать языком, присосать к нёбу. Рот открыт, уздечка натянута.
К нёбу язычок прижми, челюсть ниже отведи.
Посмотри скоре, дружок, вырос в ротике грибок.
16. «Гармошка». Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
17. «Мотор».
Язычок у нас мотор, заводи его шофёр: тр-р-р!
Сказочные истории из жизни Язычка.
История 1.
Домик для Язычка.
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него
не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а
там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку,
он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл
себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в
полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери:
первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они
могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.
А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол.
Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы.
Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с
маленьким язычком-увуля.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище.
Правда, в нём всегда было сыро, доже спать приходилось в мокрой постели, зато
было тепло и уютно, а главное - не было сквозняков.
История 2.
Язычок делает ремонт.
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего,
он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем
вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети
выполняют соответствующие движения языком.)
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было
тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок
двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение
"Маляр”.)
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это
очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка
сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)
После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под
языком и возле передних зубов; рот открыт.)
Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые
верхние и нижние зубы - упражнение "Забор”.)
История 3.
Язычок делает покупки.
Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он
решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с
маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного
уголка рта в другой, рот открыт - упражнение "Часики”.)
У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры
на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в
нескольких местах касается округлённых губ, указывая расположение цифр на
циферблате).
Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: "Тик-так, тик-так!”,
а каждый час били: "Бом-бом-бом!” (Дети повторяют.)
Ещё Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в
форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными -
упражнение "Чашечка”.) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и
кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая
щёк.)
Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил. (Сделать
язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт,
губы не напряжены - упражнение "Блинчик”.)
Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили
угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать
верхнюю губу движением сверху вниз 5-10 раз; рот открыт - упражнение "Вкусное
варенье”.)
История 4.
Утро Язычка.
Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил
зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался, (Дети выполняют
соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей,
языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на
дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком
указанные движения.) Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в
другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.) Сделав несколько
дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой,
захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными
домашними делами.
История 5.
У Язычка появился новый друг.
Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить
широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; зубы не напряжены.) Ярко
светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал. Вдруг
он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить
язык) и увидел маленького пушистого котёнка. Язычок погладил его. (Дети кистью
правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котёнка.) Но котёнку это не
понравилось, и он выгнул спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий
язык круто выгнут - упражнение "Киска сердится”.) Язычок, отдёрнув руку,
удивлённо посмотрел на котёнка: тот оказался худым и голодным. "Его надо
накормить!” - решил Язычок и пошёл в дом за едой. В своей любимой чашке (упражнение
"Чашечка”) Язычок принёс котёнку тёплое молоко. Котёнок стал с жадностью его
лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котёнок
облизнулся (упражнение "Вкусное варенье”, 5-10 раз) и начал умываться. (Дети
правой рукой имитируют движения умывающегося котёнка.) Язычок решил снова
погладить котёнка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение
языка), а потом потёрся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый
язык) и замурлыкал.
С тех пор котёнок стал жить вместе с язычком.
История 6.
Новый велосипед.
На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими
колёсами (круговые движения языка) и блестящим рулём. Язычок решил прокатиться
на велосипеде вокруг дома. (5-10 круговых движениё языка, рот открыт как можно
шире.) Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и
узким, как игла, - упражнение "Иголочка”.) Язычок напоролся на него, и из камеры
стал выходить воздух ("С-с-с-с”). "Не расстраивайся!” - начали успокаивать
Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали её с помощью
насоса. ("С-с-с-с”. Одновременно дети выполняют движения руками "Насос”.) Колесо
поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько
круговых движений языка.)
История 7.
Язычок и лошадка.
Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке
маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы
покусывают) и весело помахивала хвостом (движение языка из стороны в сторону).
Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та
осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).
На спине у лошадки было широкое седло (упражнение "Чашечка”), и Язычок решил
покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками "держат
поводья” и звонко цокают языком - упражнение "Лошадка”.)
Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение - упражнение
"Натянем поводья”) и останавливал лошадку: "Тпр-р-р...” (Подуть на губы, а затем
на губы и язык - упражнение "Кучерское межгубное р-р-р”. Названные упражнения
повторить несколько раз, чередуя.
История 8.
Язычок в зоопарке.
Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работа-ла в
зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоо-парк,
чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнение "Лошадка”, "Натянем
поводья”, "Кучерское межгубное р-р-р”.)
В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот
Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети
открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его,
захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)
Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и "болботал”.
(Очень быстрые движения широким языком, который бьёт по верхней губе, издавая
при этом характерные звуки - упражнение "Индюк”.)
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался
страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение
"Иголочка”.) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким
длинным языком выполняют соответствующие движения - упражнение "Змейка”.)
Самой весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила
рожи: высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась
языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти
движения.
Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение
"Киска сердится”.)
Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке - солёный хлеб (движение
губами, захватывающими что-то); бегемоту - большую конфету (кончиком языка как
бы прилепить конфету к нёбу за верхними зубами - упражнение "Конфетка”); индюку
- зёрна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зёрнышки); ужу - молоко (лакательные
движения); обезьяне - банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру -
кусок мяса (жевательные движения).
История 9.
Язычок в цирке.
Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там
увидели!
Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: "Ды-ды-ды!”
(Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами - упражнение "Барабанщик”.)
Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались,
перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком
вперёд-назад, рот открыт - упражнение "Качалочка”, повторить 5-10 раз.)
После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения "Лошадка”, "Натянем
поводья”, "Кучерское межгубное р-р-р”.)
Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на
высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот
открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5-10 раз;
губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами -
упражнение "Качели”.) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины.
(Упражнение "Киска сердится”.)
Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он
придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать её,
направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх;
язык высунут, щёки не раздуваются; зубы не прикусывают язык - упражнение "Фокус”.)
История 10.
Язычок собирает грибы.
Наступила осень - пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение "Чашечка”),
отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеёк. (Холодная струйка воздуха "стекает”
посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних
зубов; губы раздвинуты в улыбке - упражнение "Ручеёк”.) Язычок подставил ладошку
и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под
подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения: "А какая вода
в твоём ручейке?”)
Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много
грибов. (Широкий язык "присасывается” к нёбу, по форме он напоминает шляпку
гриба, а подъязычная уздечка - ножку гриба - упражнение "Грибок”.) Язычок
перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: "Вот лисичка, вот свинушка, а
это мухомор... «и т.д. Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.
История 11.
Язычок учится играть на музыкальных инструментах.
Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных
инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.
Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь:
"Ды-ды-ды...” (Упражнение "Барабанщик”.)
Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение "Трубочка”:
свернуть язык трубочкой и подуть в неё.) Самым трудным оказалось научиться игре
на гармошке. (Язык "присасывается к нёбу, как в упражнении "Грибок”, а затем
движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха
у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от нёба -
упражнение "Гармошка”.) Язычок очень старался, поэтому учёба его шла успешно.
Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько
раз повторить упражнения "Барабанщик”, "Дудочка”, "Гармошка”.)
«Театр пальчиков и язы¬ка»
Предложенные ниже варианты упражнений игры «Театр пальчиков и языка» могут
использоваться на занятиях с дошкольниками. Объем и длительность «представлений»
на каждом занятии определяет педагог (логопед, воспитатель) в зависимости от
речевых данных детей группы.
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)
Однажды пальчики пошли в лес:
топ-топ,
топ-топ,
топ-топ-топ,
топ-топ-топ
(Руки: Имитация ходьбы пальчиков в заданном и меняющемся ритме, темпе:
указательным и средним, большим и указательным и т. д.
Язык: Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.)
Подошли к опушке -
ровной-ровной,
гладкой-гладкой
(Руки: Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу пальцы – горизонтальны.
Язык: ровный, свободно лежит на нижней губе.)
На опушке большое дерево.
Вот его ствол. Вот его крона.
(Руки: Локти, ладони соединены, пальцы - вверх.
Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы – в стороны, при
этом
пальцы загнуты «чашечкой».
Язык высовывается и напряжённо тянется к носу.
Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой».)
Крона состоит из веток и листьев, которые играют с ветерком летом,
а осенью опадают.
(Руки: Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются
«чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются;
ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища.
Язык в той же позе.
Движение вверх-вниз (язык со скругленными краями), затем язык расслабленно
опускается на нижнюю губу.)
На дереве - гнездо, а в нем - птица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в
гнездо, т. к. кормит птенцов.
(Руки соединяются ребрами ладоней - «чашечкой», большие пальцы то спускаются на
дно
«чашечки», то поднимаются.
Язык – «чашечкой», а потом свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны.)
Под деревом - грибы с толстой и тонкой ножками.
(Руки: Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой – шляпку.
Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки
- ножка, а ладонь - шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень
много»).
Язык мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно присасывается («гриб
растет»).
Дерево растет и грибы растут, собираем их в корзину.
(Руки вверх (к солнцу);
См. предыдущее упражнение
переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней – кверху.
Язык напряженно тянется к носу чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на
нижнюю губу.)
Идем по лесу дальше...
«Имитация ходьбы»
Растет дикая яблонька, на ней плоды - яблочки, они кислые.
(Руки: См. первое упражнение
Руки от локтя до запястий вместе, ладони - в кулаки, а большой палец - вверх;
махнуть рукой (Эх!)
Язык скругленный, выгнутый - с опорой на верхней губе; затем надо сморщиться и
слегка высунуть язык.)
Но дома сварим из них варенье - во какое!
(Руки: Поднять большой палец вверх.
Язык: Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы.)
Поэтому соберем их в корзинку.
(Руки: Переплетение пальцев, ладони - вверх, руки - в стороны.
Язык - «чашечкой»).
Через лес («топ-топ») вышли к реке.
(Руки в стороны: плавные движения от плечей к пальцам (как в балете).
Язык: Плавное движение широким языком вперед – назад.)
Тяжело нести корзины, увидели лодку.
(Руки: Соединенные ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытые сверху (плавное
движение лодки).
Язык: Сложить язык пополам - («лодочкой») и вытягивать его вперед.)
Приплыли домой.
(Руки: Соединить пальцы «домиком».
Язык: Присос – крыша домика ровная.)
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс
- 3-5 раз в день по 5-6 минут.
1. Улыбка.. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону - губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
3. Улыбка, хоботок. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется
ритмично, под счёт.
5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1)
кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается
только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
6. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно
касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под
счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный
язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не
хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий,
напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
9. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык – иголочкой потом и потянем остриём.
10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в
нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние
передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
11. Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка
упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие
движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
12.«Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу.
Скок, лошадка! Скок, скок, скок!
Цок, копытце! Цок, цок, цок!
13. «Маляр». Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов.
Пригласили маляра, потолок белить пора.
14. «Дятел». Постучать кончиком языка в нёбо.
Я на дереве сижу, червячка добыть хочу: д-д-д!
15. «Грибок». Пощёлкать языком, присосать к нёбу. Рот открыт, уздечка натянута.
К нёбу язычок прижми, челюсть ниже отведи.
Посмотри скоре, дружок, вырос в ротике грибок.
16. «Гармошка». Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
17. «Мотор».
Язычок у нас мотор, заводи его шофёр: тр-р-р!
Сказочные истории из жизни Язычка.
История 1.
Домик для Язычка.
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него
не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а
там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку,
он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл
себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в
полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери:
первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они
могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.
А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол.
Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы.
Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с
маленьким язычком-увуля.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище.
Правда, в нём всегда было сыро, доже спать приходилось в мокрой постели, зато
было тепло и уютно, а главное - не было сквозняков.
История 2.
Язычок делает ремонт.
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего,
он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем
вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети
выполняют соответствующие движения языком.)
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было
тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок
двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение
"Маляр”.)
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это
очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка
сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)
После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под
языком и возле передних зубов; рот открыт.)
Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые
верхние и нижние зубы - упражнение "Забор”.)
История 3.
Язычок делает покупки.
Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он
решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с
маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного
уголка рта в другой, рот открыт - упражнение "Часики”.)
У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры
на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в
нескольких местах касается округлённых губ, указывая расположение цифр на
циферблате).
Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: "Тик-так, тик-так!”,
а каждый час били: "Бом-бом-бом!” (Дети повторяют.)
Ещё Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в
форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными -
упражнение "Чашечка”.) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и
кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая
щёк.)
Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил. (Сделать
язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт,
губы не напряжены - упражнение "Блинчик”.)
Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили
угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать
верхнюю губу движением сверху вниз 5-10 раз; рот открыт - упражнение "Вкусное
варенье”.)
История 4.
Утро Язычка.
Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил
зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался, (Дети выполняют
соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей,
языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на
дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком
указанные движения.) Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в
другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.) Сделав несколько
дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой,
захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными
домашними делами.
История 5.
У Язычка появился новый друг.
Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить
широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; зубы не напряжены.) Ярко
светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал. Вдруг
он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить
язык) и увидел маленького пушистого котёнка. Язычок погладил его. (Дети кистью
правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котёнка.) Но котёнку это не
понравилось, и он выгнул спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий
язык круто выгнут - упражнение "Киска сердится”.) Язычок, отдёрнув руку,
удивлённо посмотрел на котёнка: тот оказался худым и голодным. "Его надо
накормить!” - решил Язычок и пошёл в дом за едой. В своей любимой чашке (упражнение
"Чашечка”) Язычок принёс котёнку тёплое молоко. Котёнок стал с жадностью его
лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котёнок
облизнулся (упражнение "Вкусное варенье”, 5-10 раз) и начал умываться. (Дети
правой рукой имитируют движения умывающегося котёнка.) Язычок решил снова
погладить котёнка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение
языка), а потом потёрся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый
язык) и замурлыкал.
С тех пор котёнок стал жить вместе с язычком.
История 6.
Новый велосипед.
На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими
колёсами (круговые движения языка) и блестящим рулём. Язычок решил прокатиться
на велосипеде вокруг дома. (5-10 круговых движениё языка, рот открыт как можно
шире.) Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и
узким, как игла, - упражнение "Иголочка”.) Язычок напоролся на него, и из камеры
стал выходить воздух ("С-с-с-с”). "Не расстраивайся!” - начали успокаивать
Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали её с помощью
насоса. ("С-с-с-с”. Одновременно дети выполняют движения руками "Насос”.) Колесо
поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько
круговых движений языка.)
История 7.
Язычок и лошадка.
Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке
маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы
покусывают) и весело помахивала хвостом (движение языка из стороны в сторону).
Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та
осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).
На спине у лошадки было широкое седло (упражнение "Чашечка”), и Язычок решил
покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками "держат
поводья” и звонко цокают языком - упражнение "Лошадка”.)
Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение - упражнение
"Натянем поводья”) и останавливал лошадку: "Тпр-р-р...” (Подуть на губы, а затем
на губы и язык - упражнение "Кучерское межгубное р-р-р”. Названные упражнения
повторить несколько раз, чередуя.
История 8.
Язычок в зоопарке.
Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работа-ла в
зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоо-парк,
чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнение "Лошадка”, "Натянем
поводья”, "Кучерское межгубное р-р-р”.)
В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот
Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети
открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его,
захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)
Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и "болботал”.
(Очень быстрые движения широким языком, который бьёт по верхней губе, издавая
при этом характерные звуки - упражнение "Индюк”.)
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался
страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение
"Иголочка”.) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким
длинным языком выполняют соответствующие движения - упражнение "Змейка”.)
Самой весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила
рожи: высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась
языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти
движения.
Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение
"Киска сердится”.)
Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке - солёный хлеб (движение
губами, захватывающими что-то); бегемоту - большую конфету (кончиком языка как
бы прилепить конфету к нёбу за верхними зубами - упражнение "Конфетка”); индюку
- зёрна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зёрнышки); ужу - молоко (лакательные
движения); обезьяне - банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру -
кусок мяса (жевательные движения).
История 9.
Язычок в цирке.
Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там
увидели!
Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: "Ды-ды-ды!”
(Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами - упражнение "Барабанщик”.)
Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались,
перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком
вперёд-назад, рот открыт - упражнение "Качалочка”, повторить 5-10 раз.)
После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения "Лошадка”, "Натянем
поводья”, "Кучерское межгубное р-р-р”.)
Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на
высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот
открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5-10 раз;
губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами -
упражнение "Качели”.) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины.
(Упражнение "Киска сердится”.)
Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он
придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать её,
направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх;
язык высунут, щёки не раздуваются; зубы не прикусывают язык - упражнение "Фокус”.)
История 10.
Язычок собирает грибы.
Наступила осень - пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение "Чашечка”),
отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеёк. (Холодная струйка воздуха "стекает”
посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних
зубов; губы раздвинуты в улыбке - упражнение "Ручеёк”.) Язычок подставил ладошку
и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под
подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения: "А какая вода
в твоём ручейке?”)
Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много
грибов. (Широкий язык "присасывается” к нёбу, по форме он напоминает шляпку
гриба, а подъязычная уздечка - ножку гриба - упражнение "Грибок”.) Язычок
перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: "Вот лисичка, вот свинушка, а
это мухомор... «и т.д. Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.
История 11.
Язычок учится играть на музыкальных инструментах.
Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных
инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.
Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь:
"Ды-ды-ды...” (Упражнение "Барабанщик”.)
Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение "Трубочка”:
свернуть язык трубочкой и подуть в неё.) Самым трудным оказалось научиться игре
на гармошке. (Язык "присасывается к нёбу, как в упражнении "Грибок”, а затем
движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха
у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от нёба -
упражнение "Гармошка”.) Язычок очень старался, поэтому учёба его шла успешно.
Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько
раз повторить упражнения "Барабанщик”, "Дудочка”, "Гармошка”.)
«Театр пальчиков и язы¬ка»
Предложенные ниже варианты упражнений игры «Театр пальчиков и языка» могут
использоваться на занятиях с дошкольниками. Объем и длительность «представлений»
на каждом занятии определяет педагог (логопед, воспитатель) в зависимости от
речевых данных детей группы.
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)
Однажды пальчики пошли в лес:
топ-топ,
топ-топ,
топ-топ-топ,
топ-топ-топ
(Руки: Имитация ходьбы пальчиков в заданном и меняющемся ритме, темпе:
указательным и средним, большим и указательным и т. д.
Язык: Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.)
Подошли к опушке -
ровной-ровной,
гладкой-гладкой
(Руки: Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу пальцы – горизонтальны.
Язык: ровный, свободно лежит на нижней губе.)
На опушке большое дерево.
Вот его ствол. Вот его крона.
(Руки: Локти, ладони соединены, пальцы - вверх.
Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы – в стороны, при
этом
пальцы загнуты «чашечкой».
Язык высовывается и напряжённо тянется к носу.
Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой».)
Крона состоит из веток и листьев, которые играют с ветерком летом,
а осенью опадают.
(Руки: Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются
«чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются;
ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища.
Язык в той же позе.
Движение вверх-вниз (язык со скругленными краями), затем язык расслабленно
опускается на нижнюю губу.)
На дереве - гнездо, а в нем - птица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в
гнездо, т. к. кормит птенцов.
(Руки соединяются ребрами ладоней - «чашечкой», большие пальцы то спускаются на
дно
«чашечки», то поднимаются.
Язык – «чашечкой», а потом свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны.)
Под деревом - грибы с толстой и тонкой ножками.
(Руки: Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой – шляпку.
Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки
- ножка, а ладонь - шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень
много»).
Язык мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно присасывается («гриб
растет»).
Дерево растет и грибы растут, собираем их в корзину.
(Руки вверх (к солнцу);
См. предыдущее упражнение
переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней – кверху.
Язык напряженно тянется к носу чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на
нижнюю губу.)
Идем по лесу дальше...
«Имитация ходьбы»
Растет дикая яблонька, на ней плоды - яблочки, они кислые.
(Руки: См. первое упражнение
Руки от локтя до запястий вместе, ладони - в кулаки, а большой палец - вверх;
махнуть рукой (Эх!)
Язык скругленный, выгнутый - с опорой на верхней губе; затем надо сморщиться и
слегка высунуть язык.)
Но дома сварим из них варенье - во какое!
(Руки: Поднять большой палец вверх.
Язык: Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы.)
Поэтому соберем их в корзинку.
(Руки: Переплетение пальцев, ладони - вверх, руки - в стороны.
Язык - «чашечкой»).
Через лес («топ-топ») вышли к реке.
(Руки в стороны: плавные движения от плечей к пальцам (как в балете).
Язык: Плавное движение широким языком вперед – назад.)
Тяжело нести корзины, увидели лодку.
(Руки: Соединенные ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытые сверху (плавное
движение лодки).
Язык: Сложить язык пополам - («лодочкой») и вытягивать его вперед.)
Приплыли домой.
(Руки: Соединить пальцы «домиком».
Язык: Присос – крыша домика ровная.)